Системы водяного отопления
Главная » Системы водяного отопления

Эксплуатируя систему водяного отопления, следует помнить, что воздух в помещении при температуре отопительных приборов выше 65° С загрязняется продуктами разложения органической пыли, вредной для организма человека поэтому радиаторы и трубы отопления нужно регулярно очищать от пыли мокрой тряпкой или пылесосом.

Воздух в помещении, отапливаемом радиаторами (особенно зимой), отличается пониженной влажностью, что весьма вредно для здоровья, особенно это влияет на голосовые связки и дыхательные органы. Поэтому воздух в помещении (особенно спальни) необходимо увлажнять с помощью аэраторов или размещая плошки с водой над радиаторами. Заметный эффект дает применение специальных приспособлений — стаканчиков из тонкостенных труб с кронштейном для навески на радиатор между секциями (см. рис. 33, в). Воздух достаточно хорошо увлажняется в доме, если в каждой комнате имеются горшки с цветами.

Одно из важнейших условий длительной и безотказной работы системы водяного отопления—сохранение и поддержание постоянного уровня теплоносителя. Система отопления должна быть во всех случаях заполнена полностью. Постоянные утечки и связанная с ними частая доливка системы свежей водой недопустимы. Обнаруженные утечки следует немедленно устранить. Частая смена воды ведет к образованию накипи, обрастанию труб, что отрицательно сказывается на теплоотдаче системы в целом. Опорожненная отопительная система интенсивно коррозирует изнутри и поэтому воду рекомендуется сливать только для ремонта, после окончания которого надо сразу же заполнить систему. В сезонно эксплуатируемых домах (дачах), оборудованных водяным отоплением, в качестве теплоносителя иногда используют антифриз (теплоемкая жидкость, не замерзающая при отрицательных температурах до —40° С).

После длительного перерыва при пуске неслитой отопительной системы в зимнее время необходимо убедиться в отсутствии ледяных пробок, особенно в расширительной трубке или баке, в противном случае топка котла может привести к серьезной аварии (взрыву).

Котлы на твердом топливе и их эксплуатация. Перед растопкой котла необходимо убедиться в наличии дымоходной тяги и проверить уровень воды в расширительном баке. При плохой тяге (в туман, дождь, в теплую сырую погоду) желательно создать первоначальную тягу, предварительно прогревая дымоход, сжигая в чистке сухие дрова (лучины), которые дают длинное пламя. Более подробно об эксплуатации дымоходов рассказано в разделе «Дымоходы и вентиляция».

При растопке кускового топлива (уголь, брикеты, кусковой торф) используют сухие дрова. Поддувальная дверка и задвижка на дымоходе во время растопки должны быть полностью открыты. Для первоначальной закладки выбирают мелкозернистый уголь и засыпают его ровным слоем толщиной 3—4 см на хорошо горящие дрова. Когда первоначальный слой хорошо разгорится, укладывают равномерно по всей колосниковой решетке основную порцию топлива слоем 10—12 см из предварительно отсортированного топлива размером не более 60—70 мм. Иногда основную порцию угля смачивают водой, чтобы повысить первоначальную температуру. Это способствует загоранию более крупного угля. Одной загрузки угля при правильном горении хватает на 4—5 ч. Полнота сгорания топлива зависит от тяги и количества воздуха, поступающего в зону горения. В котлах, оборудованных колпаковой насадкой (см. рис. 45, 11), происходит саморегулирование тяги на протяжении всего процесса горения. Подачу необходимого количества воздуха обеспечивают регулированием (положением) дымоходной заслонки и поддувальной дверки. При известном навыке количество воздуха определяют по цвету пламени. Дрова, горящие при нормальной подаче воздуха, дают длинное прозрачное пламя соломенно-золотистого цвета. При избытке воздуха пламя становится коротким и белым. Красное пламя с темными прослойками указывает на недостаток воздуха. Антрацит горит белым и коротким пламенем, появление синих язычков свидетельствует о его неполном сгорании.

Если на колосниковой решетке накопилось много шлака и золы, то доступ воздуха в зону горения затрудняется. Поэтому колосники чистят не реже двух раз в сутки, не прекращая топку. Для этого, уменьшив тягу, сдвигают горящие угли в одну сторону, а освободившийся шлак взламывают и выгребают, прочищая одновременно щели колосников. Затем передвигают горящее топливо на свободную часть решетки и очищают от шлака другую половину.

Для удобства ухода за котлом на твердом топливе желательно иметь набор следующих инструментов: небольшой ломик, кочергу-крюк, штырь-шуровку, металлический совок с удлиненной ручкой, совковую лопату, кувалду или тяжелый молоток для дробления угля. Уход за котлами, снабженными газовой автоматикой, см. в разделе «Газоснабжение».

Чистка котла. В процессе эксплуатации теплоотдача котла постепенно снижается из-за осаждения сажи на поверхности топочного объема и отложения накипи в водогрейном пространстве. В результате увеличивается расход топлива и заметно падает теплопроизводительность котла. Накипь пропускает тепла в 20 раз меньше, чем чугун, практически это приводит к пережогу топлива около 2% на каждый миллиметр слоя накипи. Сильное зарастание стенок котла накипью нередко приводит к появлению сквозных трещин и выходу котла из строя. Характерным признаком образования накипи является более высокая температура отходящих газов и понижение температуры воды на выходе из котла.

Топочное пространство очищают от сажи и пыли не реже одного раза в два-три месяца отопительного сезона. Накипь удаляют химическим способом через один - три года эксплуатации, в зависимости от жесткости воды и частоты ее замены.

Чистку котла совмещают, как правило, с промывкой системы отопления.

Для удаления накипи используют раствор ингибированной соляной кислоты или специальное средство — антинакипин. Для такой чистки целесообразно применять гидропневматический способ. Сжатый воздух подают в котел, наполовину заполненный раствором соляной кислоты или антинакипином, через патрубок обратной магистрали. Раствор, поднимаясь по секциям, разрыхляет накипь, которую затем удаляют через нижнее отверстие в лобовой секции, с последующей промывкой котла сначала раствором каустической соды, а затем чистой водопроводной водой.

Более простой и удобный в домашних условиях способ удаления накипи — выщелачивание. Для этого заполняют котел при перекрытых вентилях обратной магистрали раствором кальцинированной соды из расчета 20 г на 1 л воды (можно через отверстие для термометра) с последующим кипячением в течение 16—24 ч. После этого удаляют шлам и грязь через нижнее отверстие в лобовой секции и тщательно промывают котел водопроводной водой.

Особенности эксплуатации отопительных аппаратов на жидком топливе. В настоящее время централизованной системы эксплуатационного надзора и ремонта бытовых аппаратов на жидком топливе не существует. Аппараты реализуются через розничную торговую сеть, и при монтаже и эксплуатации следует руководствоваться инструкцией, прилагаемой к каждому агрегату.

Установка отопительных аппаратов на жидком топливе должна отвечать общим правилам Госпожтехнадзора, а именно: помещение для установки аппарата должно иметь объем не менее 7,5 м 3 и высоту не менее 2 м. Сгораемые поверхности стен и пола на месте установки отопителя необходимо обить кровельной сталью по асбесту. Между ближайшей стеной и корпусом отопителя следует обеспечить зазор не менее 100 мм.

Отопитель размещают на кухне или в котельной на самом низком уровне дома. Помещение должно быть оборудовано дымоходом и вентиляцией через стояк или форточку, аналогично конструкции, показанной на рис. 70, а. Дымоходный патрубок аппарата присоединяют только к прямому дымоходу высотой не менее 4 м, обеспечивающему разрежение в дымоходном патрубке не менее 150 Па (15 мм вод. ст.), которое необходимо для обеспечения полного сжигания жидкого топлива. Длина горизонтальных участков дымохода должна быть с минимально возможным уклоном (не более 0,03) в сторону отопителя.

Для обеспечения нормальной подачи топлива самотеком корпус аппарата должен быть установлен строго горизонтально (по уровню или отвесу) и надежно закреплен в этом положении.

Меры безопасности:
Запрещается
  • заправлять аппарат топливом при горящей горелке и неостывшем корпусе;
  • пользоваться топливом, не указанным в паспорте отопителя (бензин и т. п.);
  • перед каждым пуском (включением) надо обязательно контролировать тягу дымохода.

Отопительные аппараты на жидком топливе достаточно просты и надежны в эксплуатации и весьма долговечны. В уходе и текущем ремонте нуждаются в основном дозатор и топливная система (бак с трубопроводами). Способы устранения неисправностей подробно изложены в прилагаемых к аппарату инструкциях завода-изготовителя.

Ремонт системы теплоснабжения. Текущий ремонт в основном связан с восстановлением защитного лакокрасочного покрытия в случае нарушения последнего и появления следов ржавчины (коррозии), а также с устранением течей в разъемных ниппельных и муфтовых соединениях. Для этого в летний период проводят профилактический осмотр трубопроводов и приборов отопления и горячего водоснабжения. Все обнаруженные дефекты сразу же исправляют. Неплотности в резьбовых соединениях устраняют перепаковкой соединения. Разъемные соединения разбирают, очищают металлической щеткой наружную и внутреннюю резьбу от остатков краски и пакли, осматривают резьбу, чтобы убедиться в ее сохранности. При обнаружении повреждения 15—20% нитей резьбы соединение нужно тщательно перепаковать с применением ленты ФУМ. При значительном повреждении резьбы (более 50%), когда нет возможности заменить этот участок на новый, надежность соединения можно восстановить, используя эпоксидный клей или шпаклевку. Соединяемые части при этом необходимо тщательно очистить, обезжирить ацетоном или бензином и высушить, затем нанести на обе поверхности клей и завернуть соединение, используя в качестве наполнителя паклю или ленту ФУМ. Заполнить систему водой можно лишь через сутки после ремонта.

Трещины или свищи трубопроводов устраняют сваркой или накладывают бандаж на эпоксидном клее. Клеевое соединение ни в чем не уступает сварке. Подробно технологию ремонта труб с применением эпоксидного клея см. в разделе «Эксплуатация водопровода».

Течь фланцевых соединений устраняют подтяжкой гаек (крест-накрест). Если это не помогает, следует заменить прокладку или добавить еще одну. Прокладки вырубают из листового паранита или картона толщиной 3—4 мм, проваренного в натуральной олифе. Герметичность фланцевого соединения будет более надежной, если прокладки устанавливать на графитной смазке или графитном порошке, замешанном на натуральной олифе. Можно использовать прокладки из листовой термостойкой резины толщиной 4—6 мм. Течь ниппельных соединений радиаторов устраняют заменой прокладок. При заводской сборке применяют термостойкую резину, в домашних условиях пригодны прокладки из картона толщиной 2 мм, проваренного в натуральной олифе, или витые жгуты из льняной пряди, промазанные свинцовым суриком на натуральной олифе, или два-три витка асбестового шнура, смазанного графитной пастой.

Лопнувшие секции радиаторов меняют на новые, небольшие трещины можно заклеить эпоксидным клеем.

Трещины в секциях чугунных котлов можно устранить сваркой по специальной технологии с применением чугунных электродов или медного сплава. Ремонтируемые секции предварительно подогревают. При возможности лучше заменить секцию на новую.

Течи ниппельных соединений чугунных котлов происходят из-за ослабления стяжных болтов (при конических ниппелях) или из-за неправильной подгонки и уплотнения цилиндрических ниппелей. Конические ниппельные соединения следует подгонять так, чтобы зазор между горловинами секций был не более 2 мм. Этот зазор уплотняют двумя-тремя витками асбестового шнура с графитной пастой.

Теплопроизводительность котлов может заметно уменьшиться из-за неплотностей в обмуровке, нарушения теплоизоляции или плохой подгонки металлических кожухов, вследствие подсоса воздуха в зону горения.

Трещины в обмуровке чугунных котлов расшивают и промазывают тощим глиняным раствором с наполнителем в виде очесов пакли или льна. Отремонтированный участок сушат при комнатной температуре до полного высыхания, иначе он снова даст трещину. Подсосы воздуха устраняют перекладкой асбестовых листов и добавлением новых. Кожух должен плотно прилегать по контуру корпуса и прижимать асбестовую изоляцию.

При переводе чугунных котлов на газовое топливо для увеличения теплопередачи необходима установка чугунных удлинителей пламени, которые направляют пламя газовых струй в межсекционное пространство и тем самым увеличивают площадь активного нагрева теплообменника на 15—20%.

Течи в арматуре устраняют подтягиванием сальниковой гайки или заменой набивки сальника. Подробно см. в разделе «Эксплуатация водопровода».